Профориентация
Статьи, разработанные федеральным проектом "Вперед в будущее"
Психологические типы профессий
Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.
По предмету труда можно выделить пять типов профессий:
- к профессиям типа “человек-человек” относятся профессии , связанные с медицинским обслуживанием ( врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).
Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
-тип “человек-техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования).
Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
-тип “человек-знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).
Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
- к типу “человек-художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).
От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
- к типу “человек-природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар
Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.
Психологическое сопровождение
Цель: создание условий для активизации процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, выбору дальнейшего профиля, образования, профессии в соответствии с их способностями и интересами.
Задачи:
всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;
выявление индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся;
помощь ученику в решении актуальных задач обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
оказание помощи подросткам в самопознании, активизация профессионального самоопределения;
оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного обучения;
развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Этапы сопровождения:
1 этап психологическое сопровождение предпрофильной подготовки в VII-IX классах
2 этап психологическое сопровождение профильного обучения в X-XI классах.
Диагностическое направление
Класс |
Название диагностики |
VII |
«Опросник профессиональных интересов и склонностей», «Тип мышления» (модификация методики «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова, модификация методики Дж. Брунера), «Характер и профессия» (Резапкина) |
VIII |
«Общие способности» , «Эрудит» (модификация методики ШТУР), «Технические способности» (тест Беннета), «Профиль» (Резапкина) |
IX |
Общие способности (Равен), обучаемость (КОТ), обученность (ШТУР), карта интересов (Голомшток). |
X |
Анкета «Отношение к профильным предметам» |
XI |
Индивидуальная диагностика по запросу |
Методы диагностики и определение профиля
Профиль |
Профессиональные интересы и склонности |
Мышление |
Физико-математический профиль |
Матрица выбора профессии: техника «Одно из двух»: реалистический, интеллектуальный тип «Профиль»: физика-математика, механика-конструирование, радиотехника-электроника |
«Эрудит»: физика и математика, «Поиск закономерностей», «Установление аналогий» Определение технических способностей Тест интеллектуального потенциала |
Естественно-научный профиль (физика и химия) |
Матрица выбора профессии: техника, природа «Одно из двух»: реалистический, интеллектуальный тип «Профиль»: физика-математика, химия-биология |
«Эрудит»: физика и математика; естественные науки; «Аналогии»; «Поиск закономерностей» Тест интеллектуального потенциала |
Естественно-научный профиль (биология и географии) |
Матрица выбора профессии: природа «Одно из двух»: реалистический, интеллектуальный тип «Профиль»: химия-биология, география-геология |
«Эрудит»: естественные науки; «Аналогии»; «Поиск закономерностей» Тест интеллектуального потенциала |
Социально-экономический профиль |
Матрица выбора профессии: финансы «Одно из двух»: предпринимательский тип «Профиль»: предпринимательство, история-политика |
«Эрудит»: общественные науки; «Классификация»; «Аналогии»; «Обобщение» Тест интеллектуальной лабильности Тест интеллектуального потенциала |
Гуманитарный профиль |
Матрица выбора профессии: человек «Одно из двух»: социальный тип Опросник профессиональных склонностей: склонность к работе с людьми «Профиль»: педагогика-медицина |
«Эрудит»: общественные, гуманитарные науки; «Аналогии»; «Обобщение»; «Классификация» Тест интеллектуального потенциала |
Филологический профиль |
Матрица выбора профессии: информация, искусство «Одно из двух»: интеллектуальный, артистический тип «Профиль»: литература-искусство |
«Эрудит»: гуманитарные науки; «Классификация»; «Аналогии»; «Обобщение» Тест интеллектуального потенциала |
Информационно-технологический профиль |
Матрица выбора профессии: информация, техника «Одно из двух»: интеллектуальный тип «Профиль»: физика-математика; радиотехника-электроника |
«Эрудит»: физика и математика; «Поиск закономерностей» Тест интеллектуального потенциала |
Агро-технологический профиль |
Матрица выбора профессии: природа, техника «Одно из двух»: реалистический тип «Профиль»: география-геология |
«Эрудит»: естественные науки, «Поиск закономерностей» Тест интеллектуального потенциала |
Индустриально - технологический профиль |
Матрица выбора профессии: техника «Одно из двух»: реалистический тип «Профиль»: радиотехника- электроника, механика-конструирование |
«Эрудит»: «Поиск закономерностей» Определение технических способностей Тест интеллектуального потенциала |
Художественно-эстетический профиль |
Матрица выбора профессии: искусство «Одно из двух»: артистический тип «Профиль»: литература-искусство |
«Эрудит»: гуманитарные науки Тест интеллектуального потенциала |
Профилактическое и просветительское направление:
- Предоставление информации учащимся VIII и IX классов и их родителям об областях профессиональной деятельности и необходимых для той или иной области личностных качествах и способностях.
- Предоставление старшеклассникам и их родителям информации о способах организации самостоятельной учебной деятельности в целях наиболее эффективной подготовки к выпускным экзаменам, прохождению централизованного тестирования и вступительным экзаменам в ВУЗы.
Развивающее и консультативное направление:
- Проведение тренинговых занятий с учащимися VII-IX классов, направленных на самопознание и саморазвитие (в рамках классных часов, индивидуальных и групповых консультаций).
- Проведение заседаний круглого стола для родителей учащихся VII-VIII классов с целью содействия осознанному профессиональному выбору детей.
- Проведение совместных заседаний консилиума (администрация, родители, учащиеся IX класса, педагоги, психолог) по выработке критериев выбора профиля, обсуждению дальнейшей образовательной траектории учеников.
- Индивидуальное и групповое консультирование учащихся X и XI классов по коррекции профессиональных планов, оценке готовности к избранной деятельности
- Консультирование старшеклассников и их родителей по проблемам успешной адаптации к системе профильного обучения.
Формула выбора профессии
Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:
Интересна и привлекательна “ХОЧУ”
Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.
Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?
Доступна и посильна “МОГУ”
Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
Имеется спрос на рынке труда “НАДО”
Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.
Памятка выбирающему профессию
Каждый школьник рано или поздно задается вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Самостоятельно найти ответы иногда бывает очень сложно. А ведь выбор профессии – сложный и очень ответственный шаг в жизни, поэтому не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.
Основные этапы построения личного профессионального плана:
1 этап. Постановка главной цели (что делать, каким быть, чего достигнуть, идеал жизни и деятельности).
2 этап. Построение цепочки ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться и т. п.).
3 этап. Определение путей и средств достижения ближайших целей (проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
4 этап. Изучение внешних условий достижения целей (какие могут быть трудности, возможные препятствия).
5 этап. Изучение внутренних условий (индивидуальные возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности и т. п.).
6 этап. Разработка запасных вариантов целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.
Составляя личный профессиональный план, необходимо:
- Определить, какой именно вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».
- Выяснить, какие специалисты требуются на рынке труда (в городе/районе, в котором вы живете).
- Сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать.
- Ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой.
- Соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии.
- Узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста.
- Проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.
СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. Составить список подходящих профессий.
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований выбираемой профессии.
Составьте список своих требований:
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности;
- выбираемая профессия и жизненные цели;
- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3.Определить значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху. Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Официальные сайты о профессиях, путях трудоустройства и выбора образовательной траектории
Последние уроки пройдены, экзамены сданы, а куда поступать — не знаю. Знакомо? Чтобы успешно выбрать ВУЗ и профессию, тебе помогут различные интернет-ресурсы, которые значительно упростят поиски и даже дадут представление о минимальных баллах для поступления.
Однако стоит помнить, что самая достоверная и актуальная информация так или иначе содержится на официальных сайтах вузов, поэтому стоит поглядывать и на них. Если же твоя задача лишь рассмотреть варианты — этот список для тебя!
Сайт tabiturient.ru
Довольно многоплановый сайт, который содержит несколько категорий: поиск вуза, специальности, калькулятор ЕГЭ, отзывы и рейтинги. Кроме того, можно указать желаемую специальность, а также субъекты Российской Федерации, где вы хотели бы получать образование.
На главной странице можно ознакомиться с самыми известными ВУЗами страны — узнать общую информацию об образовательном учреждении, варианты образовательных программ, количество бюджетных мест, даты дней открытых дверей и даже информацию об общежитии, а также поучаствовать в публичном обсуждении и почитать отзывы.
Кроме того. на сайте встроен калькулятор ЕГЭ — удобный инструмент, благодаря которому можно узнать свои шансы на поступление в определенные ВУЗы и на разные разные направления. Вам просто нужно выписать свои баллы в столбик, калькулятор сам выведет на экран все подходящие программы. А калькулятор платного обучения поможет подобрать варианты, соответствующие заданному тобой бюджету.


Сайт ucheba.ru
Лучший навигатор по российским и зарубежным учебным заведениям и программам. Он полезен не только для абитуриентов, но и для детей и взрослых, потому что дает информацию о поступлении в вузы, подготовительные курсы, детские сады и зарубежные программы.
Вся информация кратко указана по формам обучения (очная, заочная, очно-заочная, дистанционная) и по локации учебного заведения или курсов.

Удели внимание самому большому разделу «Старшекласснику и абитуриенту» — ты в нем точно нуждаешься, ведь здесь собрано множество информации про 4000 российских вузов и колледжей, полезные статьи, советы и рейтинги вузов.
Сайт postupi.online
Простой в использовании, но богатый информацией ресурс для будущих студентов. По функционалу он схож с предыдущими, но имеет преимущество: ты можешь пройти тест, после которого система подберет наиболее подходящие специальности, ориентируясь на твои навыки и предпочтения.

В целом сайт позиционирует себя как каталог: в каждом разделе имеется перечень полезных сервисов для выбора. К примеру, в разделе «Профиль обучения» можно ознакомиться с каталогом профилей бакалавриата и специалитета, их специальностями, а также определиться с выбором профиля по ЕГЭ.
Сайт vuzopedia.ru
Вузопедия по-прежнему остается лидером среди каталогов вузов страны. Помимо различных сервисов по подбору, здесь можно задать вопросы конкретному вузу и получить обратную связь или персональную консультацию (уже от лица авторов сайта), найти выгодные предложения по курсам разных направлений, а также даже сразу узнать о преподавателях, работающих в вузе твоей мечты!
Еще одной полезной фишкой для тех, кто не разобрался во множестве разделов, станет «Дед Вузопед» с главной страницы. В формате вопрос-ответ система проанализирует и подберет подходящие варианты.
Необходимо только указать желаемый город, профессию (если определился), ввести результаты ЕГЭ, выбрать форму обучения, указать возможность (или ее отсутствие) платного обучения, а также интересующие направления.

Сайт moivyz.dnevnik.ru
МойВуз хорош и примечателен тем, что помимо распространенных разделов по подбору профессий, которые есть на всех ресурсах, анализирует и указывает уходящие, невостребованные (например, юрист, охотник и швея), а также перспективные (программист, психолог или тестировщик) профессии, которые уже или в ближайшем будущем будут иметь большой спрос на рынке.

Сайт vuzoteka.ru
Очередной обширный каталог вузов, который сделал уклон на рейтинговые списки. Здесь представлены рейтинги ВУЗов страны по качеству высшего образования. Просмотреть списки можно по городам, направлениям и специальностям, а также найти учебные заведения по категориям (государственные, негосударственные, гуманитарные, экономические и т.д.).
В отдельном разделе можно ознакомиться с количеством и видами программ по сданным тобой экзаменам: например, по математике, обществознанию и русскому языку Вузотека предлагает 2960 образовательных программ. Как и на других интернет-ресурсах, ты можешь найти все необходимое: проходные баллы, количество платных и бюджетных мест, число студентов, ориентировочную стоимость обучения.
Информация здесь актуальная и проверенная, поэтому в престижности первых «топ-10» вузов России можно и не сомневаться.
Формула выбора профессии
Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:
Интересна и привлекательна “ХОЧУ”
Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.
Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?
Доступна и посильна “МОГУ”
Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
Имеется спрос на рынке труда “НАДО”
Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования